Сенбернар. История трёх "Б"

 

1.Бернард Святой и его собаки.

Сенбернары получили своё название от приюта Святого Бернарда, в котором и началась основная история породы. Приют появился на месте римского храма Юпитера Громовержца в 1050 году. Его основал странствующий монах из Ментона по имени Бернард. А предназначен он был для путников.

Это местечко почти в трёх тысячах метрах над уровнем моря было расположено в своеобразном уединении, но все путешественники, которые держали свой путь через Альпы, знали, что здесь всегда с радостью примут, накормят и обогреют каждого, кому это необходимо.

Переход Монс Джовис был очень отдалённым от приюта, но единственным перевалом, который связывал Швейцарию и Италию. Ненадёжная и непредсказуемая местная погода частенько держала температуру ниже нуля в течение целого лета. Что уж говорить о зиме.

Тяжёлый снег, толща которого с каждым годом только увеличивалась, в некоторых местах достигал глубины больше десяти метров и постоянно представлял собой угрозу возникновения лавины. После каждой лавины, бурана или просто снежной ночи монахи приюта брали с собой собак и отыскивали заблудших и замёрзших странников.

Тогда огромные пушистые собаки из приюта проявили свои удивительные способности и монахи узнали, что они могут находить людей даже под толщей снега больше двух метров. За все годы своей службы в приюте сенбернары спасли больше 2,5 тысяч человеческих жизней.

Как именно эти отважные, невероятно выносливые и сильные псы попали к Святому Бернарду в приют — не известно. Но до этого в истории есть ещё достаточно упоминаний о ещё более раннем существовании породы. Записи же самого приюта, к сожалению, уничтожил пожар, который произошёл здесь в конце 16 века.

Сохранившиеся записи впервые упоминают о сенбернаре в 1703 году. Тогда Настоятель приюта сделал запись о том, что наконец-то в помощь спасательной собаке сделана тележка, в которой она сможет перевозить пострадавших людей.

Из оставшихся записей историки сделали только один вывод, что к 1707 году эти собаки уже точно жили вместе с монахами и, кроме того, уже вовсю выполняли свою спасательную работу. Одна из записей содержала грустную весть о том, что “сегодня приют потерял одну лавинную собаку”. Другая рассказывала о том, как лавинная собака справилась с целой бандой разбойников.

Самыми ранними изображениями служебной собаки монастыря-приюта были картины 1690 года. Одна из собак на этих картинах была пятнистой, вторая имела чепрачный (смешанный из трёх цветов) окрас и белую голову. Собаки на картинах были короткошёрстными, имели длинные хвосты и лишние пальцы.

Для того, чтобы усовершенствовать деятельность спасательной собаки, в 1816-1818 годах монахи разработали специальную систему их подготовки к нахождению и спасению людей из-под снега. Их преданность своей работе очень быстро получила огласку в разных странах. Туда эту информацию приносили путники, которым посчастливилось повстречать на своём пути мудрого гиганта. А ещё позже монахи даже стали специально разводить этих собак в своём приюте, с каждым разом всё больше улучшая породу и её качества.

На постоянной основе в монастыре содержалось около 12-15 кобелей. А вот в более мягких условиях — в близлежащих долинах в разных домах, где начали селиться люди спасатели, жили суки и щенки. Люди начинали тренировку щенка с самого раннего детства. Подготовка полноценного мохнатого спасателя занимала ровно два года, после чего он мог присоединиться к монахам или остаться на службе у спасателей из долины.

Сенбернары были способны не только найти человека под толщей снега, но и обнаружить его на поверхности земли, когда он находился в 300-400 метрах от собаки. Снежная буря при этом не была для спасателя проблемой. К тому же очень быстро они научились чувствовать и приближение самой лавины. Так у них появилась возможность предупреждать людей о грядущей опасности и увести их в более безопасное место.

Несмотря на то, что странники описывали их крупные размеры, современные сенбернары намного крупнее своих предков. А вот окрас приютских собак был типичным: красно-коричневым и белыми пятнами. Процесс разведения собак чередовался расцветами и упадками. Особенно много собак погибло в сильной буре 1812 года. Тогда монахам пригодились собаки из долины, которые раньше были отправлены туда в качестве лишних для приюта щенков.

Кроме того, собаки, жившие в монастыре, достигали максимум 6-8 лет из-за постоянно сырой среды обитания, которая приводила к ревматизму и никогда не давала собакам достичь преклонного возраста.
Про внешний вид собак из приюта Святого Бернарда можно судить ещё и по черепам, сохранившимся в фондах разных музеев. Там историки заметили, что головы собак часто имели разные формы. Исходя из этого, сенбернары были разделены на два вида: большеголовые и мелкоголовые.

Приютские собаки никогда не связывались с другими породами. Единственным исключением стал 1830 год, который закончился не очень удачной попыткой скрещивания сенбернара с ньюфаундлендом. Это было сделано ради того, чтобы вывести у сенбернара более длинную шерсть.

Изначально считалось, что это поможет им сохранять больше тепла в суровых условиях существования. Но позже эксперимент был признан неудачным из-за того, что шерсть ничем не помогла собаке, а только начала мешать своей тяжестью налипшего на неё снега и льда. И все длинношёрстные собаки были отправлены назад в долину.

Иногда приют для страждущих был просто переполнен людьми и монахам было очень тяжело справляться со своим священным долгом. Одним из таких самых тяжёлых оказался вечер 1708 года. Тогда брату Винсенту Камо нужно было накормить почти 400 уставших и замёрзших путников. Для того, чтобы справиться с этой нелёгкой задачей, он установил у огня большое колесо, в котором помещались вертела с мясом. Весь вечер один из сенбернаров стойко провёл внутри колеса в качестве “белки”, приводя его в движение своим бегом.


 

Leave a reply