Кошки, собаки и религия

 

Раньше среди большинства священнослужителей собака считалась нечистым животным. Её нельзя было держать в доме, впускать в храм, чтобы он не был осквернён и вообще — даже касаться. Но времена меняются. Меняются и взгляды — в том числе и на животных, в том числе и в религии.

Например, в ходе одной российской пресс-конференции от Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла участники узнали, что он хорошо относится к животным и очень любит собак. У него у самого есть пять собак, три из которых живут в его московском доме, а две в смоленском. Кроме того, митрополит сообщил, что собакам уже давно позволено входить в церковь. И это предубеждение осталось ещё лишь у некоторых религиозных направлений.

Сегодня считается, что запрет вхождения собаки в какой-либо храм обусловлен не богословскими мотивами, а гигиеническими соображениями, которые имеют глубокий исторический характер и укоренялись среди верующих людей веками.

Вот и каноническое право не содержит никакого официального запрета для собак. И по большей части он является просто частью вековых традиций, которые распространяются и на других животных. В их список не входят, пожалуй, только кошки. Но и это объяснить очень легко. Ведь кошки всегда помогали людям избавлять любые помещения от мышей.

К тому же — кошка всегда была почитаемым существом во многих древних религиях, которые ложились в основу современных верований. Ещё с тех времён и кошки и собаки занимали особое место в разных культурах мира.

Например, в христианстве, начиная с самой первой главы библии, собака является символом верности, бдительности и охраны. В этой религии ещё с момента сотворения мира собака была частью природы. Ей даже посвящались интересные предания и картины. Самой известной из них стала византийская икона. на ней изображён святой Христофор с головой пса. Эта картина посвящена легенде, в которой Бог подарил святому голову собаки по его же просьбе. Это помогло проповеднику скрыть свою красоту, которая смущала девушек, приходивших на его проповеди.

Одно время собакам действительно запрещалось входить в христианские храмы, потому, что, несмотря на все свои заслуги, она всё же считалась дворовым животным, в то время, как кошка всегда была домашней питомицей. Долгое время, кстати, только она могла находиться в храме и даже жить в монастыре при желании его обитателей.

Со временем её функциональные возможности расширились и приобрели специфический характер. В какой-то момент кошка стала не только помогать церковникам избавляться от грызунов, но и украшать своим мехом их мантии. А чуть позже это невинное животное попало под “волну” Священной Инквизиции и пополнила списки нечисти, обречённой на уничтожение.

Уничтожив несметное количество кошек, Европа сильно пожалела, так как нашествие размножившихся крыс и мышей принесло эпидемию “чёрной смерти” в виде чумы. Потеряв много городов, Европа опомнилась и вернула кошкам право на существование, а с ним великое уважение и множество примет, связанных с отношениями между кошкой и человеком.

Больше всего и кошек и собак почитает буддизм. Основной фигурой этой религии является Будда, который помимо всего прочего, рассказал людям и том, что после смерти они перерождаются в других существ. Именно поэтому, буддисты никогда не проявляют жестокого отношения ни к одному животному на планете. К тому же, собака в буддизме способна повышать статус человека. Тот, кто содержит в доме собаку — показывает обществу своё благосостояние.

Это объясняется тем, что собачий ранг в схеме перерождения стоит выше кошачьего. Оно время кошка даже была лишена уважения буддистов из-за легенды, которая рассказывала об осквернении кошкой момента прощания животных с Буддой тем, что она съела крысу. Но современный буддизм уже поменял своё отношение к пушистой красавице, и даже приписывает ей человеческие способности. Например, буддисты считают, что кошка умеет достигать состояния нирваны так же, как и человек.

До этого, ещё древние китайцы почитали кошачьих сфинксов, обеспечивая им особую заботу. Считалось, что благодаря своему ночному зрению, кошки отпугивали нечисть. В то же время японцы считали кошек членами своих семей и после смерти предоставляли им места в родословных склепах. У каждого питомца при этом был свой алтарь, на котором располагалась специальная статуэтка или изображение этого животного.

Были у такого почитания и отрицательные стороны. Например, на тайцев буддизм произвёл такое сильное воздействие, что они хоронили кошек вместе с королями, считая, что их души реинкарнируют в их питомцев.

Ислам так же отдаёт предпочтение кошкам. А собаки у исламистов называются “наджасами” — нечистыми животными. Изначально этому способствовала привычка собак чистить себя с помощью языка. Но, не смотря на это, Иранцы до сих пор передают друг другу легенду о Сэнмурве — священном псе Ахурамадзы. По легенде эта собака, которая является покровителем зародышей и всходов, сидит на Дереве Всех Семян. Это крылатое существо имеет рыбью чешую и является символом господства трёх стихий: воздуха, земли и воды.

Кроме того в исламе есть ещё множество легенд о домашних животных. Некоторые из пришли к нам из книги Хадисов. Там так же есть предания о кошке Муссу — любимице самого Мухаммеда, который даже отрезал рукав своего халата, в котором она уснула, чтобы не тревожить её. А другой кот спас Абу Хуайру (сподвижника пророка) от укуса змеи. Его имя, кстати, переводится, как Отец кошек.

Самыми большими консерваторами по отношению к любым животным являются иудеи. Ведь Ветхий Завет 30 раз упоминает собак и только в двух случаях эти упоминания не имеют негативного характера. А ещё считается, что иудеи начали испытывать ненависть к собакам после того, как они разводились, почитались и использовались в боях их неприятелями — римлянами и египтянами. Несмотря на это, иудеи иногда держат собак в домах. Но это зависит уже от любви человека к животному, а не от религии, к которой он принадлежит.

К кошкам у иудеев тоже особое отношение. Своей любовью к заботе и ухаживаниям, кошки заставляют их чувствовать, что человек может поклоняться ещё кому то кроме своего Бога и себя самого.
Даосизм же наоборот — отличается большим уважением к любым животным. Собаки для даосистов — самые верные друзья. А кошки в этой религии всегда были существами фантастическими, мистическими и даже божественными.

В зароастризме собака вообще является вторым существом по святости после человека. Зароастрийцы даже называют её “самым любезным творением”. Человек, обидевший это творение, считается большим грешником. А кормление собаки обладает особым значением. Пища, которая даётся собаке, предназначается для душ умерших людей.

Кроме того, собаки участвуют в погребальных зароастирийских обрядах. Здесь они называются “четырёхглазыми”, т.е. способными видеть смерть. В честь этого существует ритуал под названием “сагдид”, что переводится, как “осматривание собакой” или “взгляд собаки”. Считается, что собака своим взглядом отгоняет от мёртвого тела трупную скверну, а в это время две другие собаки охраняют дорогу, ведущую в иной мир, которая представляет собой мост, называемый Чинват.

Что касается семейства кошачьих, то именно от зароастризма пошло поверье о том, что трёхцветные кошки несут в дом счастье. Убийство любых кошек в этой религии так же считается серьёзным преступлением, а обед человека в тот момент, когда не накормлена кошка — грехом.

Каждая религия мира имеет своё отношение к кошкам и собакам. Но, как правило, этих животных запрещено обижать или причинять любые неприятности. Ведь все они — такие же создания того создателя, в которого верит представитель той или иной религии.


 

Leave a reply